Мариненко Оксана Валерьевна, воспитатель

Речевое развитие

«Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста»

Какие показатели свидетельствуют о том, что речь детей 2-4 лет развивается полноценно?

·В 2 – 2,5 года дети могут выполнять простые словесные поручения, воспринимать несложные рассказы  без использования средств наглядности (картинки и др.), начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте.

·Хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова, фразы.

·К 3-3,5 годам дети начинают активно стремиться к речевому общению со взрослыми, выражая с помощью уже имеющегося и интенсивно пополняющегося словарного запаса свои впечатления, мысли, желания.

·С готовностью откликаются на предложение педагога почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.

Решение каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого развития детей?

Во – первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация развивающей речевой среды (разговоры – диалоги по поводу специально подобранных наглядных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественных текстов; пение небольших песенок и т.п).

Во – вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения  с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих  основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.

Их этих общих задач вытекают конкретные задачи.

1. Словарная работа обогащение, уточнение, активизация словаря. Исследователи указывают на наличие трех уровней  усвоения ребенком слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

· Может понимать слово, но не использовать его в речи;

· Узнает и называет предмет (действие, качество и др.) лишь в привычных для него словосочетаниях (ножницы нужны, чтобы «стричь ногти»);

· Понимает и правильно использует слова в любых, доступных для него связях и отношениях.

К 3 годам в словарном запасе ребенка есть почти все части речи (имена существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения), служебные слова (союзы, предлоги, частицы), междометия.

2. Помощь ребенку в овладении грамматической структурой речи:

правильное употребление падежных форм имен существительных (без предлогов, с предлогами), различие единственного и множественного числа имен существительных, правильное употребление глаголов в настоящем и прошедшем времени.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

У большинства детей 2-4 лет речь характеризуется недостаточно отчетливым или неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных звуков более простыми, например, твердых свистящих – мягкими, шипящих – свистящими или переднеязычными т( т ), д ( д ) и т. д.

4. Воспитание желания и потребности слушать произведения художественной литературы, рассматривать рисунки в книгах.

ПРИМЕЧАНИЕ. Темп овладения детьми речью не одинаков: одни начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь окружающих, молчат. Если к концу 3 года жизни ребенок не начал говорить, обязательно требуется консультация специалиста.

Особенности работы по развитию речи с детьми раннего возраста.

Начнем с весьма существенного фактора – создание спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искренне уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успехи каждого на речевых занятиях (повторил за взрослым  слово, фразу, сказал что – то по своей инициативе) должны быть замечены.

Формы развития речи детей остаются прежними. Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях. Перечень занятий по развитию речи определен программой воспитания в детском саду.

Необходимо подчеркнуть, что в своевременном развитии речи детей главная роль принадлежит взрослому. Воспитатель определяет содержание и способы детской активности на занятиях, у детей формируется дидактическая направленная деятельность.

Естественно, полноценное развитие речи невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хороводные, настольно – печатные и дидактические, игры – драматизациии др. Игры проводятся с небольшим количеством детей (2-6 человек).

Другой фактор успешного овладения речью – чтение взрослым стихотворений, народных песенок и потешек.

Детям ежедневно следует читать произведения художественной литературы, новые и уже знакомые. Такие произведения можно найти в любых хрестоматиях, адресованных детям младшего дошкольного возраста. Они сделают более содержательным общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня: при умывании, приеме пищи, во время игры, на прогулке. Предусмотрены и шуточные стихи, например,  «Наставление» С. Маршака: «На крапиву не садись, если сядешь – не сердись».

На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п,), и бегут маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешки «Ладушки, ладушки..» помогают воспитателю завязать с малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.

Приведем еще рад примеров. Воспитатель наблюдает за играющими детьми. Затем беспокоится: «Ой, что-то я Ванечку не вижу. Не украл ли его кто?» Дети смеются, говорят, что Ванечка здесь. «Подойди ко мне, дружок,- обращается педагог к мальчику –Где же ты был?»  Выслушав ответ, обнимает ребенка, декламирует:

Лисий хвостик

Бегал в гости.

Мосточком бежал,

Листочком дрожал.

Вернулся назад – и рад!

(Н. Тикулева. Лисий хвостик)

Воспитатель отпускает от себя мальчика, но остальные, уже поняв, что им предложена игра, то прячутся от педагога, то подбегают, радуясь возможности снова снова послушать стихотворение.

В следующий раз воспитатель берет куклу, баюкает (возле него собираются малыши), читает стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Дети поют песенки, используя и домашний репертуар.

Пение воспитателем детских и взрослых песен, игра на любых музыкальных  инструментах очень благоприятно сказываются на настроении, поведении и развитии детей. Петь желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или ведет рассказ своими словами. В следующий раз воспитатель побуждает детей  не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь детям вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю вне занятий.  Книги способствуют установлению как между взрослыми и детьми, так и между  самими детьми.  О содержании книг можно поговорить и в их отсутствии. Это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

Большое место на третьем году отводится слушанию и последующему воспроизведению стихов, потешек и других фольклорных форм. Одно и тоже произведение повторяется несколько раз, затем через небольшие интервалы  –  в 2-3 дня. Важным приемом является договаривание: воспитатель читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить необходимое слово, договаривать фразу, строку.

В ходе выполнения режимных процессов детей приучают помогать друг другу, формируя положительные взаимоотношения между ними. В результате этого также усваивается разнообразный словарь («Не трогай это полотенце, оно Танино», «Подними варежку, спроси, чья это варежка»). В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполнили: «У меня руки чистые, я их вытирала салфеткой».

Рекомендуется давать детям речевые образцы,  объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом,  чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.

 Развитие речи успешно осуществляется и в самостоятельной игре детей. На третьем году жизни ход игры и обогащение ее содержания еще во многом зависят от окружающих взрослых. Недостаточно выделить время в режиме дня, предоставить место, игровой материал – необходимо также дать соответствующие знания об окружающем, научить способам действий с предметами, воспитать интерес к действиям и потребность воспроизводить их. В результате этого увеличивается продолжительность игры с определенными наборами игрушек, формируется устойчивость при воспроизведении целесообразных действий.

Во время выполнения действий дети произносят много различных слов. Постепенно слово отделяется от действия: сначала, следуя за ним, как бы подводит итог и обобщает его, потом, предшествуя, планирует его осуществление в реальной предметной ситуации, наконец, замещает предмет или действие. В результате речь становится самостоятельной деятельностью,  выступающей внутри игры. В конце третьего года жизни дети, играя, действуя, в воображаемой ситуации, отражают ее в своей активной речи: «Поехал к бабушке….на поезде. Поезд едет – едет… Вдруг сломался…»

Следует обратить внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым. Поэтому следует в ходе занятий, в самостоятельной деятельности больше задавать вопросов, обращенных и к самим детям и к  игрушкам. Это  создает условия для подражания, дети сами начнут задавать воспитателю разнообразные вопросы.

Для развития речевого общения важное значение имеет организация совместной игры между детьми. Сначала учат наблюдать за игрой другого, потом  - осторожно включаться в нее, а затем становится возможным переход к совместной игре. Если воспитатель самостоятельной игре детей уделяет должное внимание, то между ними устанавливается сложное по содержанию речевое общение: дети призывают друг друга к развертыванию игрового процесса («сделаем два гаража,  ты будешь строить маленький, а я  - большой»), помогают тем, кто не справляется («вот так надо строить»), оценивают действия другого ребенка и свои («ты не умеешь хорошо строить, а я умею»), запрещают выполнять какие-то действия («не надо ломать») и т.д.

Для развития речи на третьем году жизни применяются разные методические приемы. Дети все время продолжают встречаться с новыми, незнакомыми явлениями, событиями. Все, с чем сталкивается ребенок, взрослый называет словами. Но для углубленного понимания простого называния недостаточно. Поэтому появляется необходимость давать подробные объяснения, раскрывать назначения предметов (для чего, зачем), сравнивать происходящее в данный момент с тем, что малыш видел раньше. По-прежнему сохраняется прием поручений. Но поручения должны быть более сложными, чем на втором году жизни (Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф).

Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребенок, и повторять за ним все его слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даем образцы для усвоения.  В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз , которые произносит ребенок. Этот прием имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Если ребенок говорит неправильно, его следует остановить и попросить

В работе с маленькими детьми особые требования предъявляются к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной. Исключительно важное значение имеет интонационная выразительность речи воспитателя.

Воспитатель в своей речи не должен допускать упрощенных слов (бибика, ляля, вместо машина, кукла).

Опыт подтверждает, что дети с задержкой речевого развития нередко имеют отклонения  в развитии общей моторики, недостаточно четко координируют движения и с большими трудностями овладевают сложными двигательными навыками.

Многими учеными отмечено, что тренировка движений пальцев рук влияют на созревание  речевой  моторной области. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (сорока-белобока, коза и т.д.). Такие игры не должны быть очень продолжительны: 5 минут в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

Прекрасным средством для развития движений является игра в «Театр пальчиков». Игры с детьми 2-3 года жизни должна вестись при участии взрослого – в этом возрасте малыши лишь повторяют движения пальцев, показываемые взрослым.

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Умелое использование всех перечисленных приемов способствует своевременному развитию речи у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 февраля 2022 в 11:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.